Владения королевы в саду Трианон,
где она нередко собирала придворных
парфюмеров и портных, чтобы они
воплотили в жизнь все ее фантазии.
своего рода просвещенный де-
спотизм - пользуясь властью,
Мария-Антуанетта изо всех сил
старалась сделать мир, пускай и
свой собственный, хоть чуточку
прекрасней.
Страсть к парфюмерии не была
ей чужда. При дворе говорили,
что королева оставляет за со-
бой шлейф, благоухающий, как
весна. Более того, Ее Величество
наняла Жана-Луи Фаржона - вы-
ходца из великой монпельерской
династии парфюмеров, который
создавал для нее всевозможные
ароматы для каждого события
дня. Одним из самых извест-
ных его творений стала «El eau
d’ange» («вода ангела»), которой
Мария-Антуанетта надушилась
перед родами своего первенца,
в 1778 году. Фаржон разработал
для королевы и целую гамму кос-
метики, необычной для той эпо-
хи. Парфюмер счел белую пуд-
ру и красные румяна слишком
старомодными и создал новые,
более натурального цвета. А еще
он ввел в моду черный карандаш
для глаз (такими пользовались в
Древнем Египте), который под-
черкивал яркость взгляда и ока-
зывал бактерицидное действие
на глаза.
Фаржон занимался и произ-
водством мыла, которое варил
на основе эссенций из ладана
и различных масел (черники,
айвы, кувшинки), его мыло уда-
ляло излишний жир и отбелива-
ло кожу. Работа Фаржона при
дворе была весьма непростой:
обычно Ее Величество пригла-
шала парфюмера в рабочий
кабинет и в присутствии не-
скольких секретарей делилась
с ним идеями о композиции
аромата, которым ей хотелось
бы воспользоваться по особо-
му случаю, подкрепляя заказ
цитатами из литературы, фило-
софскими и психологическими
соображениями.
Парфюм, по мнению Марии-
Антуанетты, должен был не
столько обладать уникальным
запахом, сколько отражать не-
кое эстетическое переживание,
делать каждый миг жизни более
полным и насыщенным. Дошед-
шие до наших дней сведения о
рассуждениях Ее Величества,
Картина Жана Оноре Фрагонара
(1732-1806) - прекрасный пример
пасторальной моды, введенной коро-
левой Марией-Антуанеттой, которая
прививала придворным любовь
к простоте, спокойным расцветкам
и свежим, легким ароматам.
С ВОСТОКА
Непризнанное новаторство
Марии-
Антуанетте
жилось
при дворе
нелегко.
Незадолго
до ее вос-
хождения
на трон во
Франции
разверну-
лась целая
кампания,
направлен-
ная против чужестранки.
Австрийское происхожде-
ние Ее Величества вызы-
вало немало сплетен и
пересудов, а уж когда она
попыталась навязать новую
моду, шедшую вразрез со
старыми придворными тра-
дициями, - и вовсе впала в
немилость. Ее часто обви-
няли в фривольности, одна-
ко обвинения эти выстав-
лялись за столь обыденные
вещи, как, например, отказ
от слишком терпких и
тяжелых парфюмов, или,
скажем, любовь к легким
и воздушным тканям из
хлопка и льна. Многие из ее
недоброжелателей распро-
страняли слухи о том,что
такое увлечение тканями не
что иное, как попытка разо-
рить Лионские шелковые
мануфактуры.
показывают, что королева была
вовсе не легкомысленной да-
мой, какой ее показывают в
учебниках истории: более того,
ее, пожалуй, можно назвать од-
ной из основательниц современ-
ного искусства парфюмерии.
ПРИ ДВОРЕ ЛЮДОВИКА XVI ПРИ ДВОРЕ ЛЮДОВИКА XVI
предыдущая страница 13 Парфюм. Коллекция миниатюр. Naf Naf читать онлайн следующая страница 15 Парфюм. Коллекция миниатюр. Naf Naf читать онлайн Домой Выключить/включить текст